ПЕРЕВОД С ВОРОНЬЕГО
Все предметы ворона называла по-своему: «КАР!» Посмотри, какие предметы она называла этим словом, и дай им человечьи названия (вы рисуете для ребенка картошку, карту, карету, карандаш, карусель — одним словом, все, что вы сможете изобразить на слог «КАР»). Возможны два варианта этой игры: для чтения и для письма. Аналогично строится перевод с козьего (слог «МЕ»).
КАКАЯ БУКВА ЗАБЛУДИЛАСЬ
Эта игра поможет ребенку думать о значении слова. По условиям игры ребенок должен найти «заблудившуюся» букву и заменить ее нужной. Материалом послужат картинки следующего типа: Вот словесный материал для этой игры: кот— кит, стул—стол, ворота—ворона—корона—корова, папка-палка—полка, косы—козы, белка—булка, дом—дым, горка—корка—норка, галка—палка, мышка—мишка-мушка. БЮРО НАХОДОК Игра направлена на предупреждение и исправление одного чрезвычайно распространенного явления: многие дети, переходя к чтению целыми словами, начинают «сочинять» — читать не то, что написано, а то, что они угадывают по смыслу предложения. При письме пропуски и замена букв остаются незамеченными ребенком: трудно следить за порядком букв, когда внимание поглощено формой записи. Находя пропавшие буквы на карточках, ребенок справится с этой ошибкой. Чтобы задание было доступно ребенку, не пропускайте безударных гласных, сомнительных, непроизносимых, удвоенных согласных.
КТО БОЛЬШЕ СЛОВ СОСТАВИТ
Ребенок должен соединить слоги правого и левого столбиков, чтобы они образовали слова.
КО MAP ГОР МАН кни МОК РА МА РО ГА КАР ЛО ЛИ ли КУ МОН УТ ЛАК НУ ЛЕК Но вот вся аппаратура налажена. Старт. Ребенок получает от вас карту и прокладывает путь от Земли к Венере и на Марс. Тренировка в чтении слого-ударных схем может быть продолжена и в космической кухне, где среди тюбиков с едой надо отыскать шоколад или любое другое любимое лакомство капитана. В этом рисунке могут быть зашифрованы следующие слова: КОЛБАСА, ОЛАДУШКИ, МОРКОВЬ, ШОКОЛАДКА, ЯБЛОКО, КАРТОШКА. Важно также, чтобы ребенок умел сам подбирать слова к схемам. На аварийном приборе вспыхивает сигнал: «Поврежден» и появляется двухслоговая схема с ударением. Не важно, какое именно слово подберет ребенок к этой схеме, лишь бы оно ей действительно соответствовало. А чтобы вернуться в родной город, надо найти его на глобусе Ваша дочь равнодушна к космическим сюжетам? Но, может быть, она не откажет в помощи витязю, потерявшему силы в сражении с драконом? Его спасет лишь капля воды, но как ее найти, если живая и мертвая вода хранится в одинаковых сосудах с почти одинаковыми тайными надписями-схемами («вода живая» и «вода мертвая»). Витязь ожил, но, чтобы очнулась прекрасная пленница дракона, надо произнести ее имя. А его никто не знает. Только ВОРОН помнит, что в нем столько же слогов, сколько в слове АЛЕНУШКА, а ударение падает на тот же слог, что и в слове КОРОЛЕВА. Не важно, как будут звать царевну,— лишь бы, подбирая имя, ребенок учился соотносить слово со схемой. Хорошей тренировкой в поиске ударения может стать игра
УКРОТИТЕЛЬ
Ребенок укротит бизона, если успеет быстро (на счет «три») поставить ударение на карточке со словом БИЗОН. Если удар (ударение) нанесен недостаточно быстро или метко, дрессировщик будет ранен (разумеется, не опасно). Ребенок может несколько раз делать одну и ту же ошибку, то есть получить множество ран, и поэтому после десяти ран дрессировщика временно снимают с опасной работы и отправляют пасти стадо. Пастух сзывает заблудившихся коров: «ЗОРЬКА!», «АПРЕЛЬКА!», «ЗВЕЗДОЧКА!». Если пастух правильно поставил ударение на карточке с именем коровы, она возвращается в стадо. Обрести легкость в работе с ударением помогут и игры в перестановку ударения. Главным персонажем этих игр может стать Шут, впускающий в Город шуток только тех, кто ответит на его вопросы «одновременно и правильно, и неправильно» (правильно — по сути задания, неправильно — по месту ударения в слове). Например: — Как тебя зовут? — КолЯ. — Какой у тебя любимый цвет? — Гол Убой. Когда ребенок освоил слого-ударные схемы, работая с отдельными словами, усложните задачу: перейдите к схематизации словосочетаний и предложений. В этом вам поможет игра в телеграфистов, которые выстукивают ударные слоги сильно, а безударные — легкими ударами или хлопками. Разделите обязанности: возьмитесь выстукивать все безударные слоги в известном ребенку стихотворении. Юный телеграфист должен отбить всего три слога в строчке «Уронили Мишку на пол», но вовремя, не зевая. Такая игра тренирует заодно и внимание ребенка. Играя с ребенком в звуки, буквы и слова, вы преодолеваете первые трудности и барьеры на пути к грамоте. Но игра имеет и свои ограничения, она не всемогуща, и только игровыми средствами довести ребенка до беглого, самостоятельного чтения едва ли возможно. И помогая ребенку в игре преодолеть первые технические сложности чтения, вы должны уже заботиться о воспитании не только умения, но и желания читать. Один из путей создания у ребенка потребности в письменной речи и чтении — это важная переписка. Ее содержание прямо зависит от особенностей ребенка, его жизненного опыта. Переписка должна задевать ребенка лично, она должна апеллировать не к ситуативным, а постоянным его интересам. Американские психологи предложили дошкольникам, только что оатадевшим грамотой, вести своеобразный дневник самонаблюдений, который полезен не только для выработки потребности и привычки к записи, но и для развития самосознания ребенка. Дневник называется «Книга, которая растет вместе со мной»! Как он может выглядеть, вы увидите в конце этой книги. ДИАГНОСТИКА И ИГРЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ ШЕСТИ-СЕМИ ЛЕТ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ Итак, ребенок уже «совсем взрослый». Он много умеет, много знает. И основной вопрос, возникающий перед детьми и родителями в этом возрасте, касается школы. Скоро его первое 1-е сентября! Как он пойдет в школу? Понравится ли ему учительница, а он ей? Подружится ли с одноклассниками? Как сделать так, чтобы исполнилась мечта вашего ребенка «получать одни пятерки»? Еще есть время как следует подготовиться к школе, сделать обучение радостью. Не важно, осталось ли до этого лишь несколько месяцев или год. В ваших силах сейчас найти «слабые места» и сделать их «сильными». Начинайте «работу», и тогда школа станет для вашего ребенка местом, куда он будет с радостью стремиться каждый день.
|