Если вы, следуя нашему совету, начали занятия грамотой с четырехлетним ребенком, то к пяти годам он будет чувствителен к звуковой форме слова и узнает начертания некоторых букв. Вы уже ясно будете понимать, в чем состоит ближайшая задача обучения чтению. Глядя на запись слов, ребенок еще не умеет забегать глазами вперед — он «озвучивает» букву Л, не обращая внимания на то, что стоит за ней — У или Ю. Поэтому в словах ЛУК и ЛЮК, НОС и НЕС, МАЛ и МЯЛ первые буквы он прочтет одинаково: его губы еще не умеют готовиться к мягкому или твердому произнесению согласного в зависимости от того, какую гласную видят его глаза. Координации и «разминке» губ и глаз поможет игра
ОКОШКИ
Ее вырезают из картона. В «окошки» должны вставляться картонные полоски с буквами так, чтобы их можно было свободно двигать. В первое окошко вставьте согласную из тех, которые легко тянутся: ВВВ, ЛЛЛ, ССС (но не К, Т, П), и протягивайте полоску с десятью гласными, расположенными обязательно парами: А—Я, У—Ю, О—Ё, Ы—И, Э—Е. Ребенок должен читать слоги: ВА—ВЯ, ВУ— ВЮ, ВО— ВЁ и т. д. Через несколько дней усложните задачу: вставьте согласную в третье окошко, чтобы получился закрытый слог: ВАС—ВЯС, ВУС— ВЮС, ВОС—ВЕС... Еще сложнее ребенку читать слоги, начинающиеся или заканчивающиеся сочетанием согласных: СЛА—СЛЯ или ЛАСТ—ЛЯСТ... При чтении закрытых слогов среди бессмысленных сочетаний звуков (МЭЛ, МЮЛ) начинают встречаться и осмысленные слова (МАЛ, МЯЛ, МЫЛ, МИЛ, МОЛ, МЁЛ, МУЛ, МЕЛ). Чтобы первые занятия чтением не вырождались в чисто физиологическое упражнение губ и глаз, чтобы чтение с самого начала было направлено на поиск смысла, постоянно спрашивайте ребенка, получилось ли слово, помогайте узнать знакомое слово в его новом буквенном обличий. Для этого вставьте слово в предложение, например: «Зайка МЫЛ морковку». Чтобы внимание ребенка было направлено на значение слова, затейте игру
МАЛЫШ
Сюжет этой игры прост: маленький ребенок только учится говорить. Он еще не выговаривает слова целиком, а произносит первые два звука. Показывая на куклу, он говорит КУ, выпрашивая банан, твердит БА, гладя собаку, шепчет СА (заметьте, что не СО, а именно СА!). Сначала поиграйте в «Малыша» устно: «Я буду ребенком, а ты — мамой. Давай мне то, что я прошу: НО (ребенок может предложить вам нож, ножницы, ноты...), МА (машинку, матрешку, мочалку, морковку...). Теперь ты будешь малышом. Я буду показывать предметы, а ты их называй...» Познакомив ребенка с условиями игры «Малыш», используйте ее при чтении слогов: «Ты — малыш. Ты говоришь вот это (показываете слог). А я буду мамой малыша и угадаю, что он просит». Ребенок читает: «ВА». Вы сразу спрашиваете: «Малыш, наверное, хочет вафлю? Или пряник? Что принести?» — «Конечно, вафлю,— убеждает вас малыш,— я прочел ВВВААА». Другой поворот сюжета: на столе много предметов-выигрышей. Выиграть предмет ребенок сможет в том случае, если в окошках найдет тот слог, с которого начинается его название (МА — для марки, ЛЕ — для ленты и т. д.). Разнообразить чтение слогов помогут и ваши старые знакомые
ТИМ И ТОМ
которые могут читать полоски со слогами по ролям (хорошо, если в руках ребенка будут два игрушечных человечка). Иногда вы можете брать на себя одну из ролей. Тим и Том могут поиграть и в письменные игры. Если Тим пишет «мягкий» слог, он получает очко и отдает листок Тому, который должен сделать слог «твердым», изменив только одну букву. Например: ПЕ-ПЫ-ПЮ-ПО. Читать слоги полезно, но скучно. А вот причаливать на катере Л к пристани А гораздо интереснее. Но капитан должен дать сигнал: протрубить ЛЛЛААА! Тогда на пристани будут знать, что катер приближается, и приготовятся к встрече. А что мы погрузим на этой пристани? ЛАмпу. Но нам нужна еще ЛЮстра и ЛЕстница, чтобы повесить люстру. К каким причалам надо подплыть за этими вещами? Можно вернуться на фабрику носков и перчаток. Ребенок должен оформить варежки для близнецов ВАЛИ и ВЕРЫ, МАШИ и МИШИ, ЛЮДЫ и ЛЕНЫ. Близнецы любят варежки одинакового цвета, с одинаковыми узорами, а различаются их вещи только буквами. Одев несколько близнецов, ребенок поможет Пете и Поле найти свои заказы в корзинке с готовыми (подписанными) изделиями. После того, как ребенок начнет сливать любую согласную букву с любой гласной, он освоит основной принцип чтения. Вот здесь-то и начнутся основные трудности обучения чтению. Дело в том, что техника детского чтения еще настолько слаба, процесс чтения еще так труден, что читать самостоятельно, тренироваться малышу не хочется. Следовательно, перед вами теперь стоят две задачи: надо, чтобы чтение служило для удовлетворения личных интересов и нужд ребенка, чтобы он хотел читать, и надо, чтобы читать ему было не слишком сложно, ибо от непосильной работы ребенок либо откажется, либо надорвется. И здесь снова помогут игры — с их помощью ребенок одолеет технические сложности чтения:
ПЕРЕСТАВЬ ВЫВЕСКИ
Ветер-шалун пролетел над городом, сорвал с магазинов вывески и поменял их местами. Жители города теперь не знают, куда отправиться за хлебом, а куда — за кисточками и карандашами. Помоги вернуть вывески на свои места, посмотри на витрину магазина и найди для него нужную вывеску. Чтобы привести все в порядок, ребенку нужно не только прочитать вывески, но и написать недостающие.
ПОМОГИ МИШУТКЕ
У Мишупсиной бабушки — день рождения. Ми-шутка знает, какой ей сделать подарок: он пошлет ей банку ее любимого малинового варенья. Но как ее найти? На кухне много полок, все уставлены банками, банки подписаны, но на беду Мишутка не умеет читать. Помоги ему найти малиновое варенье, а то он возьмется пробовать из каждой банки и у него разболится живот. «Спасибо!» — говорит тебе Мишутка и отправляется на почту. Помоги Мишутке выбрать на почте открытку для бабушки.
ДОМ ДЛЯ ЧЕРЕПАХИ
Черепаха Клара решила найти себе дом и дала объявление в газету: «Ищу дом — крепкий, надежный, уютный и небольшой, чтобы всегда его можно было захватить с собой». Кларе пришло много писем с предложениями, но она не может в них разобраться.Помоги Кларе прочитать письма и посоветуй, какой дом ей лучше выбрать: «Дупло», «Берлогу», «Гнездышко на верхушке липы», «Норку с двумя отдельными выходами», «Улей», «Болото», «Коврик в доме со всеми удобствами», «Курятник», «Раковину», «Панцирь».
НАКОРМИ ЗВЕРЕЙ
Для этой игры потребуются картинки с изображениями различных животных. Это звери и птицы, которых надо накормить. На столе карточки с названиями кушаний (молоко, пшено, овес, сено, рыба и пр.). Карточки перевернуты, ребенок по очереди их переворачивает и читает названия блюд, решая, кому их предложить.
|