Четверг, 21.11.2024, 22:36Главная | Регистрация | Вход

Категории раздела

Дошкольный возраст [7]
от 1-7 лет
Младший школьный возраст [12]
с 7-10 лет
Подростковый возраст [9]
с 11-18 лет
Подготовка к школе [9]
Как научить ребенка правильно говорить, писать и читать

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 107

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Каталог статей
Главная » Статьи » Наши Дети » Подготовка к школе

Подготовка к школе-5
   Подготовка к школе-5
 
ДОМ В ЛЕСУ
 
 А в этом доме — четыре комнаты. И здесь в каждой комнате по жильцу-звуку. В нем хотят жить разные звери. А для кого он построен — неизвестно. Спорят ЛЕВ (3 звука), СЛОН (4 звука) и ЖИРАФ (5 звуков). Чей это дом? А кто бы еще мог здесь жить? Ребенок может (не без вашей помощи) вселить сюда ВОЛКА, ЛИСУ, СОВУ, КРОТА и откажется поселить СОБАКУ, ВОРОНУ, УЖА.
В другом варианте игры в домике поставьте перед ребенком задачу «расселить» знакомых ребят (ОЛЮ, АНЮ, ПЕТЮ, ВОЛОДЮ, АЛЕШУ и др.) в одном доме (заранее нарисуйте многоэтажный дом, где на каждом этаже ряд окошек, количество которых соответствует количеству звуков в том или ином имени. Более сложная задача для ребенка — построить самостоятельно дом, в котором будет жить кукла КАТЯ, перестроить его для ИРЫ, найти жильца для пустующего дома из шести комнат, на улице среди пяти-семи разных домов разыскать, где живет БУ-РАТИНО... Один из наиболее трудных вариантов этой игры требует учета не только количества звуков в слове, но и места ударения (на каком по счету звуке) вы рисуете четыре одинаковых четырехоконных домика, в которых живут СЛОН, ВОЛК, ЛИСА и АИСТ. ЦАПЛЯ пришла проведать кума АИСТА. Как ей попасть в нужный дом и не угодить на обед к ВОЛКУ или ЛИСЕ? Ребенок в растерянности. Подскажите ему выход: сами поставьте ударение в слове СЛОН и в одном из домиков заштрихуйте третье окошко: пусть ударный звук будет «за занавеской» (заштрихован).
 А чем отличаются вывески складов для хранения СОЛИ, МУКИ и САХАРА? А как по этикетке (на которой нарисовано пять окошек) отличить ящик с ГРУШАМИ от такого же ящика с ПЕРЦЕМ? Если для ответа на первый вопрос ребенку достаточно посчитать количество звуков в словах, то для ответа на второй вопрос необходимо еще и найти место ударения. А вот комбинированная задача: на станцию пришел состав с необходимыми для стройки материалами. Пусть ребенок будет шофером. Вы просите его в первую очередь доставить на стройку цемент, вторым рейсом привезти кирпич, потом — песок, затем — глину и в последнюю очередь — стекло. Добейтесь того, чтобы «шофер» запомнил задание, а на кубики, изображающие вагоны, прикрепите пять соответствующих схем количества звуков и места ударения в каждом слове. Сначала попробуйте по месту ударения различить слова глИна, стеклО, песОк; (глина — третий звук, стекло — шестой, песок — четвертый). Чтобы в процессе занятий проверить, насколько ребенок вас понимает, предложите ему следующее задание: «Сейчас мы будем сравнивать слова по длине: я назову тебе пару слов, ты подумай и скажи, какое из них длиннее, какое короче, и объясни, почему ты так считаешь». Дальше называются пары слов: час — минута, удав — червячок, карандаш — карандашик, усы — усики, хвост — хвостик. Переходя к новому вопросу, не забудьте подчеркнуть, что сравниваются слова. Что получится, если слово «четыре» разделить на две половины?» Ответы ребенка могут оказаться самыми неожиданными. Вполне грамотно отвечают («слово червячок длиннее, потому что в нем больше звуков», «слово карандашик длиннее, потому что к слову карандаш прибавили еще «ик», если разделить четыре пополам, то в каждой половине будет по три звука) те дети, которые научились различать слово и предмет, звучание и значение — звуковую оболочку слова и то, о чем оно говорит. В таком случае вы можете быть уверены: ребенок вас понимает и ваш разговор о словах и звуках ведется на одном языке. Из предлагаемых здесь игр вы можете сами подобрать то, что в наибольшей степени соответствует индивидуальным особенностям вашего ребенка. Чисто звуковой, добуквенный этап обучения продолжается недолго: от силы три-четыре месяца. При этом заучивать буквы ребенок может уже на втором месяце занятий. В добуквенный период ребенок должен научиться: не без вашей помощи выделять звуки в коротких словах; совершенно сознательно и самостоятельно избегать провокаций типа: «Правда, что слово МАШИНА начинается на тот же звук, что и слово ШОФЕР, ведь шофер водит машину?»; «Правда, что в слове СОРОКОНОЖКА сорок звуков?»; «Послушай, как я считаю звуки в слове ТРИ: раз, два, три. Верно? А в слове ПЯТЬ так: раз, два, три, четыре, пять»; приобрести вкус и привычку к таким не совсем обычным полуигровым-полуучебным формам общения с вами, даже если не все еще будет получаться у малыша со звуками: сама просьба поиграть с ним еще раз в доктора Звукова или в Тима и Тома и способность удерживать тему игры 10— 15 минут — верное свидетельство высокой эффективности ваших педагогических усилий. Каждый ребенок научится и даже полюбит играть в подобные игры, если будут соблюдаться некоторые правила:
 1. Относитесь к предлагаемым играм не как к инструкции, требующей пунктуального выполнения, а как к теме для свободной игровой импровизации. Внимание к индивидуальности ребенка, умение гибко приспосабливать учебные цели к его особому нраву — первое условие успешности любых занятий.
 2. Занимаясь с малышом самыми серьезными материями, помните, что вы с ребенком играете и эти игры не должны превращаться в занятия школьного типа. Категорически запрещается вводить школьную систему отметок! Есть тысячи других способов поощрения и наказания! Единственная игра, допускающая отметки,— это игра в школу, где ребенок-учитель оценивает, как его кукольные ученики ищут второй звук в слове ПОЕЗД или прибавляют звук Т к слову АНЯ. Но даже играя с ребенком в школу, следует избегать оценок типа: «За такой ответ ты сам в первом классе пятерки не получишь» или «В школе за такую рассеянность наказывают». Вообще недопустимы выговоры ребенку за нежелание этим заниматься, тем более абсурдно принуждение к игре. Терпеливо ищите ту игру, которую примет ваш ребенок, в которой проявится его интерес к форме слова.
 3. Чтобы ребенку легко и с удовольствием игралось в игры «высшего пилотажа», надо начинать с простейших игр, в которых звуки как-то фиксируются (например игра «Домики»), а поиск слов с нужным звуком облегчен опорой на реальные предметы или картинки.
4. Учитывайте детские усилия, затрачиваемые на выделение и намеренную артикуляцию невесомых звуков. Не занимайтесь с ребенком утомительным трудом звукового анализа более 10 минут подряд. После этого можно развивать сюжет той же игры, не обращаясь впрямую к звуковому составу слов.
 5. Речь взрослого в звуковых играх должна отличаться от обычной разговорной речи чистотой артикуляции.
 6. Умышленная провокация взрослого — это особый прием, применять который следует во всех играх, как только у ребенка начинает что-то получаться. Исправляя умышленные ошибки взрослого, ребенок готовится к самоконтролю — к предотвращению и исправлению собственных ошибок. Взрослому вовсе не обязательно делать ошибки от первого лица. Маленькому ребенку будет легче и интереснее исправлять неправильные ответы Незнайки или любого другого непоседливого, но симпатичного героя. Репутация взрослого гораздо меньше подходит для ошибочных действий, поэтому ребенок скорее согласится вместе со взрослым впасть в ошибку, чем отстоять свое, хоть и правильное, но противоположное взрослому мнение.
 7. Процесс осознания звуковой формы слова может, должен длиться долго — несколько лет, и не нужно надеяться, что вы за несколько недель или месяцев достигнете вершины. Ребенок будет периодически ошибаться, и ваш долг — поправлять его, вновь и вновь давая образцы правильных действий. Но именно поправлять, а не раздражаться и вообще не фиксировать внимание на недостатках, неудачах, недочетах. Пусть ребенок ошибся в восьми случаях из десяти. Два правильных ответа — это его реальная победа. «Уже начало получаться!» и «Еще не все получается» — это два суждения об одном и том же. Нужно ли говорить о том, какая оценка побудит ребенка к дальнейшим усилиям?!
Продолжение следует..
Категория: Подготовка к школе | Добавил: Di (04.06.2010) | Автор: Наталия E
Просмотров: 1119 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024 |