ЗАБЛУДИЛИСЬ В ЛЕСУ
Вы напоминаете ребенку, как вы его окликаете, когда он загулялся во дворе или далеко от вас убежал в лесу: «ВолОООдя!» (но ни в коем случае не скандируйте: «Во-ло-дя!»). После этого «разбегаются по лесу» все куклы и зверята, которые есть в доме, а вы помогаете ребенку позвать их правильно: так, чтобы голосом «ударить» самый громкий — голосовой, или гласный звук в слове. Звуковые игры легко вплетаются в быт. У вас потерялись нитки? Попросите ребенка позвать их с ударением: «НИИИтки — может быть, они услышат и найдутся». Или так: «Я тебе купила... секрет с ударным О. Конечно, не вАААфли. Нет, разве ты говоришь «банОООн. Молодец, вот твой пи-рОООг!» Если Тим и Том помогли ребенку различить мягкие и твердые согласные, то звуковые мастера, братья Эх, Ух, Ах и Ох, научат его выделять ударный гласный звук. У каждого из мастеров свой молоточек. Ударит мастер Эх молоточком по звуку Э — и он зазвучит громко и долго. Братец Ух бьет молоточком только по звуку У, Ах — по звуку А, и Ох — по звуку О. У мастера много работы — ведь без ударения ни одно слово не произнесешь, а слов в языке столько, что и вчетвером не справиться. К тому же братья большие спорщики: как встретят слово, так и начинают спор — кому ударить молоточком? Помоги им договориться. Вот пришли однажды братья на птичий двор (взрослый показывает ребенку картинку, на которой изображены: кУрица, петУх, гУсь, Утка, индЮк, утЁнок. «Ух,— сказал братец Ух,— да ведь здесь все слова мои!». Братец Ох вздохнул: «Ох, ох, ох, опять нет у меня работы!» Оба братца не совсем правы. Назови слова... где нужен молоточек Уха, и слово (оно одно — утЁнок) для Оха. А вот на скотном дворе братцу Оху придется потрудиться больше всех. Помоги ему справиться со своей работой и назови ему животных из тех, которых видишь на картинке (корОва, кОнь, телЁнок, КОЗЛЁНОК). «Эх, не люблю я стоять без дела,— сказал братец Эх,— столько зверей, и ни один мне не подходит. Пойду-ка я лучше в зоопарк, уж там я найду себе слова». Посмотри, каких животных подобрал для себя братец Эх, и проверь, не сделал ли он ошибки (на рисунке — бегемОт, олЕнь, зЕбра, лЕв, змеЯ). Каких братьев надо позвать, чтобы исправить ошибки братца Эха. А теперь все братья пошли в магазин покупать сладости. Кто из них выбрал ор'Эхи, кто сУшки, из'Ум? Кому досталась пастилА, мармелАд, шоко-лАд, вАфли, конф'Эты? Захотелось еще братьям купить фИники и инжИр. Попробовал братец Эх ударить своим молоточком — никак слово «финик» у него не получается. А что у него вышло? Кто из братьев может поправить слово? А кто справится со словом «инжир»? Скажи, каких новых мастеров надо пригласить на помощь к братьям Эху, Оху, Аху, Уху. Правильно, Ых, Их. Теперь в сборе все шесть гласных звуков русского языка.
Прдолжение следует...
|