Хроническая неуспешность и школьная тревожность.
В этих статьях представлены неблагоприятные варианты психического развития, в которых центральный фактор, определяющий имеющиеся трудности,--это существенное повышение уровня тревоги.Эти варианты объединены также тем, что основной сферой проявления трудностей является учеба. Представляю Вам отрывки из книги: А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман «Психологическое обследование младших школьников»
Хроническая неуспешность.
В период подготовки к школе или немного позже ---- в начале школьного обучения---- происходит изменение в отношении взрослых к успехам и неудачам ребенка. «Хорошим» оказывается, прежде всего, тот ребенок, который много знает, успешно учиться, с легкостью решает задачи. К трудностям и неудачам, почти неизбежным в начале школьного обучения, родители часто относятся резко отрицательно. Негативные оценки со стороны взрослых приводят к тому, что у ребенка падает уверенность в себе, повышается тревожность. Это, в свою очередь, приводит отнюдь не к улучшению, а к ухудшению результатов, к дезорганизации деятельности, непродуктивной трате времени на несущественные детали, к отвлечениям от работы на рассуждения о том, «как будет плохо, если я опять получу низкую отметку». Постоянное опасение сделать ошибку отвлекает внимание ребенка от смысла выполняемых им заданий и приводит к тому, что он фиксируется на случайных мелочах, упуская из виду главное. Опасение сделать ошибку заставляет ребенка многократно проверять свою работу, что приводит к дополнительной неоправданной трате времени и сил.
Невладение эффективными способами проверки делает ее к тому же бессмысленной, так как во многих случаях она все равно не помогает найти и исправит ошибку. Стремление сделать работу как много лучше в итоге лишь ухудшает дело. Так складывается порочный круг: нарушения деятельности ведут к неуспеху, негативным оценкам со стороны взрослых. Неуспех порождает тревогу. Тревога дезорганизует деятельность ребенка, способствуя закреплению неудач. Чем дальше, тем труднее разорвать этот круг, поэтому неуспешность и становится «хронической». Чем более ответственную работу выполняет ребенок, тем больше он волнуется. Если уровень тревоги и без того повышен, то его дополнительное повышение (волнение) еще больше понижает результаты работы. Из-за этого ответственные контрольные и экзаменационные работы выполняются не лучше, а хуже повседневных заданий. Возникает зависимость, удивляющая многих родителей и педагогов: при повышении мотивации снижаются достижения.
Продолжение следует....
Источник: http://А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман «Психологическое обследование младших школьников» |