Четверг, 18.04.2024, 13:02Главная | Регистрация | Вход

Категории раздела

Истоки семьи [6]
На все времена
Кризисы семьи [9]
Когда в жизни не все гладко

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 107

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Каталог статей
Главная » Статьи » Психология семьи » Кризисы семьи

Уроки выученной беспомощности

Уроки выученной беспомощности

Предлагаю Вам взглянуть на формирование такого весьма распространенного феномена, как депрессия, которая штормит добрую половину населения планеты и не только в тяжелой форме, но и в легкой и средней. На самом деле, мало кто не переживал депрессивных состояний в той или иной форме.

Тяжелыми формами депрессии занимаются доктора, а психологи работают с невротическими проблемами, которые возникают в процессе жизни почти каждого здорового человека. Давайте рассмотрим, как и когда возникают депрессивные состояния и что влияет на возникновение подобных состояний.

Итак, начнем с когнитивной теории депрессии (когнитивная психология изучает процессы восприятия, мышления, передачи информации), разработанной американским психологом А. Беком. Он постарался всесторонне изучить феномен депрессивных состояний и описал свои выводы достаточно подробно.

Так, он считает, что первичной проблемой депрессии являются особенности восприятия человеком самого себя, его восприятие мира, его предположения как мир относится к нему, негативное восприятие будущего. Эта система отношения к самому себе и миру определяет его эмоциональное состояние и поведение.

Негативное отношение к себе характеризуется повешенной самокритикой, едкими и разрушающими мыслями, каждое жизненное событие интерпретируется человеком, как безусловно пораженческое. Например, мимо проехала машина и обрызгала незадачливого пешехода. Интерпретация: «Чего же еще ждать от сегодняшнего утра!? Даже лужи и те против меня!»

Негативное отношение к себе подкрепляется всевозможными нападками и частой критикой со стороны родных и близких людей в процессе взросления. Затем критика из внешней становится внутренней и ребенок, усвоивший подобное отношение к себе, сам, уже будучи взрослым, начинает к себе также критично относиться, считая себя никчемным и ущербным.

Отношение к миру. Если человек плохо относится к себе, то и от мира он не ждет особенного признания своих достижений. Все, чего бы он не достиг, им же и обесценивается. Соответственно, все свои взаимодействия с миром он видит как череду препятствий и провалов. Иногда внешние взаимодействия могут вызывать настолько мучительные переживания, что человек погружается в глубокую апатию, и, не имея возможности обратиться за помощью, мучительно ждет, когда хоть кто-нибудь ему поможет.

Такая глубокая беспомощность некоторых дееспособных и нормально развитых людей, иными словами, вполне вменяемых и почти во всех отношениях здоровых, вызывала многие годы споры среди ученых. В конце 60-х, начале 70-х годов психологами-бихевиористами были проведены эксперименты на собаках. Не удивляйтесь, это были очень показательные эксперименты.

Итак, собак разделили на две группы, каждую из групп подвергали воздействию разряда электрического тока. Одной группе собак не давали возможность каким-либо образом избежать удара и собаки этой группы начинали пассивно переносить удары тока, прекращая любое сопротивление. Второй группе собак в процессе эксперимента удавалось избежать повторных ударов тока, если они перепрыгивали через барьер.

Состояние беспомощности у животного возникало тогда, когда оно усваивало, что его активные действия не принесут никакого результата по изменению внешней ситуации.

Как состояние выученной беспомощности появляется у человека?

Для того, чтобы у человека сформировалась подобная реакция, необходимо соблюдение следующих условий: отсутствие необходимой для человека поддержки в сложной ситуации со стороны, провал – негативная оценка ситуации по самооценке самого человека, потеря контроля или самоконтроля, утрата или угроза утраты чего-то значимого.

Например, утрата или снижение чувства собственного достоинства при трудоустройстве после долговременных поисков работы.

Однако, одной такой ситуации мало, для того, чтобы сформировалось стойкое расстройство. Вредоносные события или ситуации должны повторяться. По мере накопления опыта негативных повторений, у человека появляется страх, который выражается в панических атаках и дезадаптивных реакциях, в дальнейшем перерастающих в стойкое расстройство.

Страх формируется в тесной взаимосвязи с другими эмоциями, так, с точки зрения психоаналитиков, страх может подпитываться чувством стыда, которое человек не при каких обстоятельствах не хочет переживать вновь.

Так, например, когда-то в детстве человек сильно стыдился своего родителя, часто приходящего домой навеселе, потому что в его кругу у других детей отцы были не пьющими. Страх чувства стыда может настолько сильно закрепиться в поведении человека, что любая ситуация, которая порождает предполагаемое переживание чувства стыда, будет вызывать панический ужас.

Постепенно у человека может сформироваться замещающее поведение, дезадаптивное по своей сути, и в разных ситуациях вместо чувства гнева, переживания и выражения отвращения, обиды человека будет испытывать желание избегать подобных неловких ситуаций, часто выражать жалобы и просьбы вместо гнева и злости, плаксивость и раздражительность вместо отвращения и отвержения.

Подобные замещающие реакции могут сильно усложнить жизнь человека, поскольку вносят в его жизнь много ненужных условностей вместо спонтанности и уверенности.

Испытывая невозможность, например, сталкиваться с чувством стыда, такой человек скорее всего заболеет, чем отвергнет другого человека, даже если тот ему будет неприятен или будет наносить вред.

Нарастание депрессивных переживаний усиливается в тот момент, когда у человека исчезают и те реакции по самозащите, которые ранее были одобряемыми и получали поддержку.

Таким образом, человек превращается в беспомощное существо, когда перестает защищаться и занимает зависимую позицию, обезоруживая себя перед агрессией внешнего мира.

Что переживает человек, отказавшийся от самозащиты?

Такой человек будет переживать чувство глубокой, нескончаемой печали из-за собственной никчемности и неудачности по его самооценке, даже если это далеко не так в реальности, подпитываемой подорванным самоуважением, опять же по глубоко субъективным представлениям, и по этим же представлениям, такой человек будет постоянно сомневаться в себе.

Профилактика и лечение депрессии в психотерапевтической практике

Лечение депрессивных расстройств легкой и средней тяжести с наличием соматических проявлений проходит с помощью глубокой перестройки самосознания, изменения самоотношения, корректировки внутренних убеждений и представлений человека в сторону большей связанности с реальностью и реальными достижениями.

Восстановление самоощущения, которое сильно страдает при подобной организации характера, - основная задача. При этом следует отметить, восстановленное самоощущение является основной произвольной, то есть целенаправленной саморегуляции, позволяющей лучше опираться на свои эмоции и распознавать свои желания, потребности.

Таким образом, лечение от депрессивных расстройств предполагает комплекс мер по возвращению человеком контроля над собственной жизнью и усиливает его жизнеспособность, приспосабливаемость и улучшает саморегуляцию.
Мария Романцева.




Источник: http://www.mistressoffate.com/index.html
Категория: Кризисы семьи | Добавил: Di (05.07.2011) | Автор: Наталия E
Просмотров: 953 | Комментарии: 4 | Теги: психология отношений, психолог в саратове, психологические консультации, семейный психолог | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Nenah  
0
Why does this have to be the ONLY rebillae source? Oh well, gj!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024 |