Суббота, 27.04.2024, 07:58Главная | Регистрация | Вход

Категории раздела

Дошкольный возраст [7]
от 1-7 лет
Младший школьный возраст [12]
с 7-10 лет
Подростковый возраст [9]
с 11-18 лет
Подготовка к школе [9]
Как научить ребенка правильно говорить, писать и читать

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 107

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Каталог статей
Главная » Статьи » Наши Дети » Подготовка к школе

Подготовка к школе-6
   Подготовка к школе-6
 
«ДЕТСКИЕ» И «ВЗРОСЛЫЕ» ТРУДНОСТИ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА
 Для малыша главная трудность звуковых игр состоит в том, что он склонен смешивать, путать трудноуловимые, ускользающие звуки с другими составляющими слова. Неощутимая звуковая оболочка снова не выдерживает конкуренции с ярким, живым представлением о предметном значении слова. Обучая ребенка особым образом интонировать звук в составе слова, делая звуки предметом осознанного внимания, вы быстро преодолеете это. Еще одна трудность для малыша — различение звука и слога. Слово ТРЯПОЧКА для ребенка может начинаться со звука «ТРЯ». Но и взрослые, как говорится, бывают не без греха. Они порою забывают, что буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова обозначают два звука: (ЙЭ)ЛЬ, (ЙО)ЛКА, (ЙУ)БКА, (ЙА)КОРЬ. Взрослые забывают, что в словах НЕС и НОС различаются лишь первые звуки, (Н) и (Н'), а вторые, гласные,— одинаковы. Взрослые забывают, что написание слова не всегда совпадает с произношением. Например, подбирая слово на О, взрослый может предложить и слово ОСИНА, и слово ОКНО. Для ребенка такие предложения взрослого непостижимы. Так же, как и возражения против детского (И)скимо — на звук И, (Ф)торник — на звук Ф. Взрослый ответ: «Так это слово пишется!» только запутывает ребенка, который еще не ведает о несоответствиях звуков и букв.
 БУКВЕННЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ
Представляя букву, называйте не ее «официальное», алфавитное название, а тот звук, который она обозначает. Звук этот старайтесь петь, тянуть как можно дольше и при показе буквы, и при произнесении слов с этой буквой. Вводя букву, надо подобрать возможно большее количество слов. Если вы будете вывешивать в комнате ребенка картинки с буквами, позаботьтесь о том, чтобы на картинке было изображено несколько предметов, название которых начинается с соответствующего звука. Вводя буквы, давайте только их печатные образцы. Начертанию письменных букв ребенка научат в школе. Ему легче запомнить и воспроизвести начертание букв, если перед ним не лист бумаги и карандаш — еще совсем неумелый в детской руке,— а пространство стола, на котором можно выложить буквы из палочек, песок или снег, где легко рисовать прутиком, протоптать фигурную дорожку-букву. Реальное обведение буквы с помощью карандаша или ручки — следующий шаг, но и здесь начинайте с совместного движения: вложите карандаш в детские пальчики и обведите контур буквы, держа его руку в своей. Когда следует начинать показывать буквы и в какой последовательности их вводить? В тот же период, когда вы учите ребенка выделять звуки в словах, начинайте показывать ему буквы. Начните с согласных, которые ребенок выговаривает легко. Первыми надо вводить буквы, наиболее часто встречающиеся в русской речи (не стоит начинать с Ц или Щ), самые простые по начертанию (не надо первыми вводить Д, Ж, 3) и резко отличающиеся графически, например: Н, С, П, К. Не следует подряд вводить Б и В, Р и Ф, Г и Т — их легко спутать. Чтобы маленький ученик мог узнать в букве заменитель звука, надо включать выученные буквы в звуковые игры, здесь же вводя и новые. Например, играя в «Дом звуков» и отпраздновав новоселье волка (выделив все четыре звука в слове ВОЛК), вы предлагаете сделать новоселу подарок — написать на его доме имя хозяина. Научить ребенка распознавать буквы помогут следующие игры: НАГРУЖАЕМ МАШИНЫ
 В этой игре буквы М и Л — «марки» машин. Ребенок рисует марку своей машины на кузове или кабине водителя, и ему легче запомнить, какие предметы годятся для погрузки.
ЗВУКОВОЕ ЛОТО
 Тоже имеет свой буквенный вариант: взрослый показывает детям одну из известных им букв, например В, и спрашивает: «У кого есть слово с этой буквой?» Победителем, конечно, оказывается тот, кто помнит все пройденные буквы и умеет найти соответствующие им звуки в словах.
МАГАЗИН
Пусть это будет магазин чулок и носков, перчаток и туфелек. Вырежьте из бумаги несколько десятков пар обуви, чулок и варежек. Напишите на каждой паре одинаковые буквы. Варенька и Машенька хотят купить новые варежки. Ребенок-продавец подбирает девочкам рукавички с их инициалами.
СТИХИ-ПУТАНИЦЫ
 Тоже пригодятся вам не только для занятий звуковым анализом, но и для заучивания с ребенком алфавита. Выложите на стол карточки с буквами и попросите ребенка, выслушав стишок, найти ту букву, которая «сбежала» из стиха или «прибежала» в него, сделав потешным и нелепым: Землю роет старый кот, Под землею он живет. Нам темно. Попросим папу Нам включить поярче лапу. Говорит Володя Коле: — Стройку получил я в школе. А в этих, «прибежав», вытеснила «хозяйку». От меня сбежал котел, На него я очень зол. Любопытные мартышки Собирают с елок фишки. Здесь хорошее местечко — Протекает рядом печка. Сшил себе котенок тапки, Чтоб зимой не мерзли шапки. Чтобы проверить, насколько запомнились ребенку те буквы, которые вы ему показали, предложите ему найти их в заголовках газет, уличных вывесках, на корешках книг и т. д. Более интересное задание —ИСПРАВЬ БУКВУ
 Оно требует точного знания графики букв, умения восстановить букву по ее элементам. Жучок-буквоед прополз по листу и обгрыз буквы. Восстанови их. Мы хотим предостеречь вас от ошибки, чрезвычайно распространенной среди родителей. Одни проходят с малышом все буквы и лишь потом переходят к обучению чтению. Другие учат читать слова только из знакомых букв. Но многие папы и мамы с удивлением отмечают: «Мой-то букв еще не знает, а уже слова складывает. Когда он встречает незнакомую букву, он бежит ко мне и спрашивает». Так чаще всего и бывает с интеллектуально активными детьми. Письмо и чтение, далеко опередившие знание алфавита, стимулируют быстрое и твердое запоминание букв. Переход к письму и чтению после запоминания 8—10 букв (из которых шесть-семь гласные) избавляет ребенка от муки бессмысленной зубрежки, а взрослых от частой родительской паники: «У дочки совсем плохая память. Сорок раз повторила с ней буквы, и все впустую. Скоро в школу, а она алфавит выучить не может. Не показать ли ее врачу?» Ребенок с самой хорошей памятью плохо запоминает буквы из-за того, что не видит непосредственного, сиюминутного смысла в этом занятии. Поэтому мы и советуем вам начинать приобщение ребенка к письменной речи, как только вы научили его нескольким буквам. Ребенок, хорошо владеющий звуковым анализом слов, сможет написать отдельную фразу, даже если он не знает всех составляющих ее букв. Например, ребенок, незнакомый с буквами Д, Й, Р, присылает маме на кухню следующее приглашение, «ава... иг...ать» (давай играть). Если приглашение написано правильно, маме придется на время отложить свои дела и выполнить просьбу ребенка. Необходимость письменного общения может возникнуть в ходе совместной игры. Например, игрушечные звуки отправляются в далекое путешествие на корабле. В море их настигает шторм, и, с трудом уцелевшие после бури, они оказываются на необитаемом острове. Что же теперь делать? Наиболее опытный путешественник Мишка предлагает пустить в море сосуд с запиской. Текст записки может состоять из одного слова — «Спасите!» или быть чуть более развернутым. Чем правильнее и подробнее составлено послание, тем быстрее придет помощь. Можно предложить ребенку комбинированную форму записи: те слова, которые слишком сложны для него, можно заменить рисунком, условным значком. Не правда ли, странно предлагать ребенку, который еще не выучил всех букв, писать записки? Но вот что интересно, дети, достаточно поупражнявшиеся в звуковом анализе, очень легко начинают писать. Письмо возникает как бы само собой, иногда родители не успевают ввести нужную информацию и обнаруживают в первых записях детей их собственные графические изыскания. «ТЬОТЬА МАША» — так начал свое первое в жизни письмо пятилетний Марик, не знавший правил, но хорошо чувствовавший необходимость какого-нибудь обозначения мягкости согласных в слове «тетя». Но такие открытия не являются обязательными. И естественно, дошкольнику не нужно сообщать школьную теорию письма. Ребенку не нужно знать, что мягкость согласных обозначается буквами Я, Е, Ю, Ё, И, а твердость — А, Э, У, О, Ы, ему надо уметь пользоваться этими письменными знаками мягкости и твердости. И он готов этому научиться.
Продолжение следует..
Категория: Подготовка к школе | Добавил: Di (04.06.2010) | Автор: Наталия E
Просмотров: 1065 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024 |