Четверг, 25.04.2024, 07:40Главная | Регистрация | Вход

Категории раздела

Дошкольный возраст [7]
от 1-7 лет
Младший школьный возраст [12]
с 7-10 лет
Подростковый возраст [9]
с 11-18 лет
Подготовка к школе [9]
Как научить ребенка правильно говорить, писать и читать

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 107

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Каталог статей
Главная » Статьи » Наши Дети » Подготовка к школе

Готовимся к школе-4
ППОДБЕРИ ИМЕНА ДЛЯ КОТЯТ
 
Это задание тоже требует ориентации на ударные гласные. Здесь ребенку нужно найти имена с различными ударными гласными. У кошки Мурки шесть котят, и она назвала их так: Кузя, Пуся, Муня, Тиша, Миша и Киша. Котята очень непоседливые и все время убегают: кто под стол, кто под кровать, а кто и на штору залезет. Но как только Мурка позовет озорника: «КУУУзя, немедленно слезай!»,— к ней прибегают Пуся и Муня: «А нам послышалось, что нас звали». Если же Мурка кличет Мишу: «МИИИша!», к ней бегут все трое: Миша, Тиша и Киша. Помоги Мурке немного изменить имена котят так, чтобы каждый прибегал только на свое имя. Издалека призыв ТИИИша и КИИИша легко перепутать, а оклики ТИИИша и КЕЕЕша уже звучат по-разному.
Существует еще один вариант игры в ударения, и она развертывается в Звуковом царстве, во Дворце гласных звуков. Однажды обитатели дворцовой кухни заспорили, кто из них самый главный. «Я самый главный!— хрустнул румяной корочкой Хлеб.— Без меня никто за стол не сядет». «Нет, я самая главная!— забулькала Вода.— Без меня ни одно кушанье нельзя приготовить!» «Нет, я главнее,— возразила Соль,— если меня забудут положить в кастрюлю, то кушанье никто есть не станет!» Поспорили и решили: царем кухни будет тот, кто сможет созвать как можно больше подчиненных. А в Звуковом царстве друг другу служили слова с одинаковыми ударениями. У них даже форма была одинаковая. Все слова с ударными А носили АААлые мундиры, все слова с ударными Э — бЕЕЕлые мундиры, с ударными О — жЕЕЕлтые и т. д. Первым начал окликать своих подчиненных государь Хлеб. «ХлЕЕЕб!» — произносит ребенок с ударением. Он позовет всех на Э. И мама с ребенком идут на кухню, берут Хлеб и от его имени начинают окликать хлебную рать: конфЕЕЕта, пЕЕЕрец, сал-фЕЕЕтка, полотЕЕЕнце, кофЕЕЕйник... «Может быть, позовем мАААсло,— предлагает мама,— ведь масло всегда мажут на хлеб». Если ребенок ответит, что хлЕб, не сможет позвать к себе мАсло, значит, цель ваших занятий достигнута: ребенок не поддался на провокацию и реально работает со звуковой оболочкой слова, в частности — с ударными гласными.
После того, как ребенок научился определять первый и последний звук в слове, различать твердую и мягкую пару согласного звука, выделять ударный гласный звук, можно переходить к наиболее сложной задаче звукового анализа — определению полного звукового состава слов. Научите ребенка фиксировать результат звукового анализа с помощью специальных фишек. Фишкой могут быть квадратики или кружочки картона, кубики, пуговицы, то есть любые мелкие предметы, при условии, что они одинаковы и ребенку удобно выкладывать их в ряд. Выделять все звуки в словах из трех-пяти звуков помогут следующие игры.
 
ДОМ ЗВУКОВ
 
В этих домах живут имена. В каждой квартирке — по жильцу-звуку. Пошел в свой дом (рисуете дом с тремя окнами) КОТ. У него три комнатки. Каждый звук спит отдельно. Уложим кота спать. Кто спит в первой спаленке? Вы даете ребенку в руки фишку размером с окошко домика: «Это звук. Позови его спать». Ребенок зовет: «К-К-К» — и кладет фишку в первую комнатку и т. д. Если ребенок «теряет» второй звук и второй фишкой «ловит» звук Т, вы удивляетесь: «Разве здесь живет КТ? Я думала, что здесь живет кОООт!»
 
 ДОМ В ЛЕСУ
 
А в этом доме — четыре комнаты. И здесь в каждой комнате по жильцу-звуку. В нем хотят жить разные звери. А для кого он построен — неизвестно. Спорят ЛЕВ (3 звука), СЛОН (4 звука) и ЖИРАФ (5 звуков). Чей это дом? А кто бы еще мог здесь жить? Ребенок может (не без вашей помощи) вселить сюда ВОЛКА, ЛИСУ, СОВУ, КРОТА и откажется поселить СОБАКУ, ВОРОНУ, УЖА.
 В другом варианте игры в домике поставьте перед ребенком задачу «расселить» знакомых ребят (ОЛЮ, АНЮ, ПЕТЮ, ВОЛОДЮ, АЛЕШУ и др.) в одном доме (заранее нарисуйте многоэтажный дом, где на каждом этаже ряд окошек, количество которых соответствует количеству звуков в том или ином имени.
 Более сложная задача для ребенка — построить самостоятельно дом, в котором будет жить кукла КАТЯ, перестроить его для ИРЫ, найти жильца для пустующего дома из шести комнат, на улице среди пяти-семи разных домов разыскать, где живет БУ-РАТИНО...
Один из наиболее трудных вариантов этой игры требует учета не только количества звуков в слове, но и места ударения (на каком по счету звуке) вы рисуете четыре одинаковых четырехоконных домика, в которых живут СЛОН, ВОЛК, ЛИСА и АИСТ. ЦАПЛЯ пришла проведать кума АИСТА. Как ей попасть в нужный дом и не угодить на обед к ВОЛКУ или ЛИСЕ? Ребенок в растерянности. Подскажите ему выход: сами поставьте ударение в слове СЛОН и в одном из домиков заштрихуйте третье окошко: пусть ударный звук будет «за занавеской» (заштрихован). А чем отличаются вывески складов для хранения СОЛИ, МУКИ и САХАРА? А как по этикетке (на которой нарисовано пять окошек) отличить ящик с ГРУШАМИ от такого же ящика с ПЕРЦЕМ? Если для ответа на первый вопрос ребенку достаточно посчитать количество звуков в словах, то для ответа на второй вопрос необходимо еще и найти место ударения.
 А вот комбинированная задача: на станцию пришел состав с необходимыми для стройки материалами. Пусть ребенок будет шофером. Вы просите его в первую очередь доставить на стройку цемент, вторым рейсом привезти кирпич, потом — песок, затем — глину и в последнюю очередь — стекло. Добейтесь того, чтобы «шофер» запомнил задание, а на кубики, изображающие вагоны, прикрепите пять соответствующих схем количества звуков и места ударения в каждом слове. Сначала попробуйте по месту ударения различить слова глИна, стеклО, песОк; (глина — третий звук, стекло — шестой, песок — четвертый). Чтобы в процессе занятий проверить, насколько ребенок вас понимает, предложите ему следующее задание: «Сейчас мы будем сравнивать слова по длине: я назову тебе пару слов, ты подумай и скажи, какое из них длиннее, какое короче, и объясни, почему ты так считаешь». Дальше называются пары слов: час — минута, удав — червячок, карандаш — карандашик, усы — усики, хвост — хвостик.
 Переходя к новому вопросу, не забудьте подчеркнуть, что сравниваются слова. Что получится, если слово «четыре» разделить на две половины?» Ответы ребенка могут оказаться самыми неожиданными. Вполне грамотно отвечают («слово червячок длиннее, потому что в нем больше звуков», «слово карандашик длиннее, потому что к слову карандаш прибавили еще «ик», если разделить четыре пополам, то в каждой половине будет по три звука) те дети, которые научились различать слово и предмет, звучание и значение — звуковую оболочку слова и то, о чем оно говорит. В таком случае вы можете быть уверены: ребенок вас понимает и ваш разговор о словах и звуках ведется на одном языке. Из предлагаемых здесь игр вы можете сами подобрать то, что в наибольшей степени соответствует индивидуальным особенностям вашего ребенка. Чисто звуковой, добуквенный этап обучения продолжается недолго: от силы три-четыре месяца. При этом заучивать буквы ребенок может уже на втором месяце занятий.
Продолжение следует.....
Категория: Подготовка к школе | Добавил: Di (13.05.2010) | Автор: Наталия E
Просмотров: 908 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024 |