Четверг, 25.04.2024, 06:49Главная | Регистрация | Вход

Категории раздела

Дошкольный возраст [7]
от 1-7 лет
Младший школьный возраст [12]
с 7-10 лет
Подростковый возраст [9]
с 11-18 лет
Подготовка к школе [9]
Как научить ребенка правильно говорить, писать и читать

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 107

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Каталог статей
Главная » Статьи » Наши Дети » Младший школьный возраст

Школьная тревожность (продолжение-2)
   Постоянный неуспех со временем приводит к появлению пессимистического подхода к действительности и развитию депрессивных тенденций. Наличие признаков депрессии характерно для давно начавшей хронической неуспешности. Как правило, при синдроме хронической неуспешности эти признаки появляются к концу начальной школы.
 
 Школьная тревожность.
 
Иногда тревога полностью локализирована в школьной сфере, что часто порождает поведенческие трудности, которые в литературе принято обозначать термином школьная тревожность. Это полной ступор при вызове к доске, неспособность ответить урок, хорошо выученный дома, провалы на контрольных при хорошем выполнение аналогичных заданий в домашних работах. При этом в ситуации обследования, особенно в заданиях, не напоминающие школьные, ребенок успешен, адекватен. Отдельные показатели тревоги проявляются лишь в слабой степени; при любом приближении к школьной тематике они резко нарастают. В этих случаях для уточнения диагноза следует прозондировать всю школьную сферу и прежде всего отношения с учительницей.
 Итак, вывод о том, что у ребенка сложился синдром хронической неуспешности, может быть сделан при сочетании следующих данных:
 1.Жалобы на низкие достижения ребенка. При хронической неуспешности взрослые (родители, учителя) оценивают детскую деятельность в целом как неуспешную. Объективные показатели могут быть при этом не особенно низки: важна не объективная картина, а именно оценка окружающих. Бывает, что в какой-либо отдельной области (например, в спорте) достижения ребенка достаточно высоки, но родители и учителя не считают саму эту область достаточно важной.
 2. Высокий уровень тревоги. Это центральное собственно звено хронической неуспешности. В материалах обследования ребенка с этим синдромом всегда имеются проявления острой тревоги, нарушающей нормальную деятельность. Как правило, наиболее болезненной сферой является школьно-учебная.
 3. Нормальная социализированность, высокая конформность. Если у ребенка низок уровень социализированности и конформности, то негативная оценка окружающих заметному повышению тревоги. Полная локализация тревоги в школьной сфере означает, что у ребенка имеется глобальное нарушение --- школьная тревожность. В этих случаях в первую очередь следует искать нарушении общения с учителем.
 
Рекомендации при хронической неуспешности и школьной тревожности.
 
 Главное, что должны сделать взрослые в этом случае --это обеспечить ребенку ощущение успеха. Необходимо объяснить родителям и учителю, как именно надо оценивать ребенка. Эти правила достаточны просты: ни в коем случае не сравнивать его весьма посредственные результаты с эталоном (требованиями школьной программы, образцами взрослых, достижениями более успешных одноклассников). Ребенка нужно сравнивать только с ним самим и хвалить его лишь за одно; за улучшение его собственных результатов. Если во вчерашнем диктанте было пропущено три буквы, а в сегодняшнем --- только две, то надо отметить как реальный успех, который должен быть высоко и без всякой снисходительности или иронии оценен взрослыми. Соблюдение правил безболезненного оценивания детских успехов должно сочетаться с поиском сферы наивысшей успешности, в которой ребенок может реализовать себя. Очень важно придать в этой сфере высокую ценность в его глазах. В чем бы ни был успешен ребенок, страдающий хронической неуспешностью---- в спорте, в чисто бытовых домашних делах, в каких-либо частных умелостях --- ему ни в коем случае нельзя ставить в вину неуспехи в школьных делах. Напротив, следует подчеркивать, что, раз он что-то научился делать хорошо, то постепенно научится и всему остальному. Иногда взрослым кажется, что у ребенка нет способностей вообще ни к чему. Однако в действительности такого практически никогда не бывает. Может он хорошо бегает? Тогда надо отдать его в секцию легкой атлетики (а не говорить, что на это у него нет времени, потому что он не успевает делать уроки). Возможно, он умеет аккуратно работать с мелкими деталями? Тогда ему стоит записаться в кружок авиамоделирования. Ребенка, страдающего хронической неуспешностью, нужно не просто побольше хвалить и поменьше ругать (что очевидно), но хвалить именно тогда, когда он что-то сделает (а не тогда, когда пассивно сидит, не мешая окружающим). Родителям и учителям необходимо излечиться от нетерпения: ждать успехов в учебе придется долго, так как на школьных делах и произошло замыкание порочного круга тревожности и низкой результативности. Школа должна очень оставаться сферой щадящего оценивания, снижающего тревогу( что уже само по себе дает некоторое улучшение результатов). Следует быть готовыми к тому, что школьные дела до конца могут остаться вне сферы детского самоутверждения, поэтому болезненность школьной ситуации должна быть снижена любыми средствами.
 В первую очередь, необходимо снизить ценность школьных отметок (но не знаний!). В особо серьезных случаях приходиться идти на обесценивание и ряда других школьных требований и ценностей (например, закрывать глаза на то, что не полностью выполняются школьные задания). Благодаря этим мерам у ребенка постепенно снижается школьная тревога, а так как он продолжает работать, то накапливаются и некоторые достижения.
Продолжение следует..
Категория: Младший школьный возраст | Добавил: Di (13.05.2010) | Автор: Наталия E
Просмотров: 1776 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Saif  
0
If your aricltes are always this helpful, "I'll be back."

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024 |