Четверг, 28.03.2024, 17:52Главная | Регистрация | Вход

Категории раздела

Дошкольный возраст [7]
от 1-7 лет
Младший школьный возраст [12]
с 7-10 лет
Подростковый возраст [9]
с 11-18 лет
Подготовка к школе [9]
Как научить ребенка правильно говорить, писать и читать

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 107

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Каталог статей
Главная » Статьи » Наши Дети » Младший школьный возраст

Хроническая неуспешность (продолжение)
  На тревожный распад деятельности указывают многочисленные симптомы тревоги, как наблюдаемые в поведении, так и проявляющие в тестах. Если тревога высока, то можно говорить, лишь об угрозе возникновения хронической неуспешности, о том, что ребенок находиться в зоне повышенного риска, но не о наличии сложившегося психологического синдрома. Кроме повышенной тревоги, существует еще одно условие, без которого данный синдром не возникает. Это – высокая степень социализированности и конформности ребенка, установка на исполнительность, послушность, некритическое выполнение взрослых. Если у ребенка нет такой установки, то ему более или менее безразлично несоответствие его школьных достижений ожидания взрослых (если уровень тревоги у такого ребенка повышается, то, скорее всего по другим причинам). О наличии у ребенка установки на исполнительность часто говорят сами родители, рассказывая, как долго ребенок сидит за уроками (хотя при этом может постоянно отвлекаться от выполняемых заданий). В обследовании личностная конформность проявляется в подчеркнутой направленности ребенка на точное выполнениетребований проверяющего (уточнение инструкций и т.д.)., а также в стремлении к уходу от непривычных и неоднозначно определенных заданий типа «Несуществующее животное», которые оцениваются ребенком как особо трудные. Нужно помнить, что первичные причины, приводящие, в конечном итоге, к хронической неуспешности, могут быть различными.
Наиболее распространенной предпосылкой служит недостаточная подготовленность ребенка к школе, приводящая к затруднениям с первых дней обучения. Так, например, недоразвитие мелкой моторики (умения управлять тонкими движениями пальцев и кисти руки) сразу вызывает неудачи при обучении письму. Несформированность произвольного внимания приводит к трудностям в организации всей работы на уроке; ребенок не запоминает, «пропускает все мимо ушей» задания и указания учителя. Нередко причиной первых неудач становится задержка психического развития (нарушение обучаемости). Однако в дальнейшем на ее основе складывается хроническая неуспешность и, даже если задержка уже компенсирована, учебные достижения не повышаются: теперь они поддерживаются повышенным уровнем тревожности. При особо глубокой задержке психического развития и тем более при умственной отсталости синдром хронической неуспешности, как правило, не возникает: в этих случаях у ребенка снижена критичность, и он просто не замечает собственных неудач и отставания от других детей.
 В некоторых случая «слабым звеном», запускающим порочный механизм, оказываются завышенные ожидания родителей. Нормальные, средние школьные успехи ребенка, которого считали вундеркиндом, воспринимаются родителями (а значит, и им самим) как неудачи. Реальные достижения не замечаются или оцениваются недостаточно высоко. В результате начинает работать механизм, приводящий к росту тревожности и, вследствие этого, к реальной неуспеваемости. При завышенных ожиданиях родителей, озабоченных достижениями ребенка с раннего детства, хроническая неуспешность начинает складываться уже в дошкольном возрасте.
 Возможен вариант, когда первоисточником хронической неуспешности является повышенная тревожность ребенка, сформировавшаяся под влиянием семейных конфликтов или неправильного стиля воспитания. Вызванная этим общая неуверенность в себе, склонность панически реагировать на любые трудности переносится позже и на школьную жизнь. Независимо от исходной причины, развитие по типу хронической неуспешности протекает примерно одинаково.
 В конечном итоге во всех случаях наблюдается сочетание низких достижений, резко повышенной тревожности, неуверенности в себе и низкой оценки ребенка окружающими (родителями, учителями). Длительное состояние тревоги неблагоприятно сказывается на работе нервной системы. В результате этого со временем развивается астения, то есть состояние нервного истощения. При астении повышается утомляемость, падает работоспособность, нарушается внимание, ослабляется память. Все эти нарушения обратимы, но пока они не преодолены, успехи, в учебе, разумеется, продолжают снижаться. Часто родители, пытаясь преодолеть у ребенка трудности, устраивают ежедневные дополнительные занятия. Это повышает ассенизацию ребенка и, следовательно, усиливает общее неблагополучие ситуации, еще более тормозит развитие.
 
Продолжение следует...
Категория: Младший школьный возраст | Добавил: Di (13.05.2010) | Автор: Наталия E
Просмотров: 1561 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024 |